Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Рождественский пост.

Сегодня Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы поздравляем всех с этим прекрасным праздником и желаем заступничества Пресвятой Богородицы.

Братья и сестры, чтобы полнее ощутить суть праздника и разрешить некоторые недоуменные вопросы обратимся к Православной энциклопедии. Там мы находим пояснения к происхождению праздника:

«Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических: греческого «Протоевангелия Иакова» (написанного во 2-й пол. II века) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX века), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями литературного жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения».

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. Так же по позднему преданию, Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год, этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, по закону отцов была поручена заботам престарелого Иосифа, Обручника ее.

Напомню, что апокрифическое евангелие, на основании которого возник праздник, было написано уже во второй половине II века, то есть после разрушения Иерусалима. Скорее всего автор книги не был доподлинно знаком с еврейскими обычаями времен, которые он описывал. Предание же о введении Богородицы во Святая Святых возникло многими веками позже. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Есть праздники, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, историческая обстановка которых не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически, в древнем Иерусалиме, действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне — едва ли возможно». А протоиерей Константин Пархоменко поясняет: «Потому что если бы такое событие на самом деле произошло, если бы девочку ввели во Святая святых, то иудеи устроили бы такое, что девочка и в живых-то не осталась бы. Могли бы убить и первосвященника, который дерзнул это сделать. И уж в любом случае скандал был бы таким, что нашел бы отражение в исторических хрониках. Однако о таком событии не сказано нигде и ничего». Иудеи так оберегали святое место, что когда первосвященник однажды в год, в день Йом-Кипур входил во Святая Святых, к его ноге привязывали веревку, чтобы, если он умрет, вытащить его оттуда, только чтобы никто туда не входил… Даже более того, если бы он вошел без ритуальной надобности во святилище, то есть на большую территорию предваряющую Святое святых, то его должны были бы отдать на порку плетями. Что же касается женщин, то они могли находиться только в так называемом женском притворе.

Доцент Минской духовной академии, кандидат исторических наук и богословия Юрий Иванович Рубан так пишет в своей статье «Одушевленный храм»: «… о великом предназначении этой скромной Девочки никому не было известно, в противном случае Ее жизнь оказалась бы под угрозой. Мы прекрасно знаем, как поступил Ирод, ставленник римского Сената, узнав о рождении «законного претендента» на иерусалимский престол…»

Важно заметить, что Введение во Храм – один из самых поздних двунадесятых праздников Восточной Церкви, и в число таковых он попал уже после XIV века, хотя без особой торжественности отмечался начиная с VIII века. На Западе он называется «Преставление (Богу) Благословенной Девы Марии»

Но все это не так важно. Важно то, что подчеркнул протопресвитер Александр Шмеман: «Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким храмом Бога была Дева Мария: ибо рожденное от Нее Свято есть… Она, Ее тело есть Храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения, верностью Богу – сделавшей возможным соединение Бога с Человеком и в этом смысле – Она есть плод Ветхозаветного Храма: той связи с Богом, которая осуществилась через него».

Однажды Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, и разве принципиально, входила Она во Святилище или нет? Важно то, что Господь избрал Ее и предопределил стать Богородицей. Житийной традиции присуще некоторое приукрашение, но если мы посмотрим на важнейшие события евангельской истории – они происходили тихо и смиренно. На вечерне мы поем: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе». И, конечно же, события жизни Богородицы тоже были освящены этим Светом тихим; Она смиренно и сокровенно несла свое служение избранного сосуда человеческого рода, избранницы, перенявшей от Ветхозаветного Храма благодатную роль соединения Бога и человека, человека и Бога.

Пресвятая Богородице, моли Сына Твоего, Христа Бога нашего спастися душам нашим.

(48)

Добавить комментарий